На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой Футбол

9 подписчиков

Кубок Короля 83/84: Охота за Марадоной или неумение проигрывать

Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение Гай Юлий Цезарь 7 мая 1984 года Бильбао облачился в «красно-белое». В школах был объявлен выходной день, и народ заполонил главные улицы. Рабочие, взбирающиеся на краны, люди, с флагами «Атлетика» и икурриньями наблюдали, как баржа, продвигающаяся с окраин устья, гуляла в водах Нервьона два с

Read More

Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение

Гай Юлий Цезарь

7 мая 1984 года Бильбао облачился в «красно-белое». В школах был объявлен выходной день, и народ заполонил главные улицы. Рабочие, взбирающиеся на краны, люди, с флагами «Атлетика» и икурриньями наблюдали, как баржа, продвигающаяся с окраин устья, гуляла в водах Нервьона два с половиной часа.

Более миллиона болельщиков отдали дань уважения своим героям, двукратным чемпионам, которые автоматически завоевали и требл, если считать Суперкубок, который не было необходимости разыгрывать. Праздник был весьма кстати. Промышленная реконструкция в столице Бискайи превратилась в тяжелое бремя для многих людей.

Закрытие судоходных кампаний приводило к тотальной безработице, а отсутствие средств к существованию толкало на необдуманные поступки. Многократно возросло число краж: банков, магазинов, сберегательных касс. И это на фоне продолжающейся борьбы местных сепаратистов за независимость. Радовал только футбол.

В начале восьмидесятых баски доминировали на поле. После двух титулов «Реал Сосьедада» (80/81, 81/82) на авансцену вышел «Атлетик». Свой второй трофей подряд «львы»  оформили как раз в междусобойчике с «Реалом» на «Сан-Мамесе» (2-1) благодаря дублю центрального защитника Иньиго Лисерансу «Рокки». Город был готов танцевать, но Хавьер Клементе распорядился отложить празднование до финала Кубка Короля. Единственное, что было позволено игрокам – посидеть в узком кругу, да появиться на массовом ужине для болельщиков, организованном газетой Deia.

На пути к финалу «Атлетик» выбил «Картахену», «Реал Сосьедад», «Спортинг» и «Реал Мадрид». Главный матч Кубка должен был состояться на «Сантьяго Бернабеу», а соперником басков стала «Барселона». «Сине-гранатовые» финишировали на третьем месте в Примере и остро нуждались в победе, чтобы сезон 83/84 не стал провальным. Команда испытывала колоссальное давление. Особенно доставалось двум звездам – Марадоне и Шустеру.

В то время противостояния «Барселоны» и «Атлетика» являлись принципиальными. В субботу, 5 мая 1984 года, передовица «Эль-Мундо Депортиво» своей подписью к фотографии точно определила происходящее: «В Бильбао остались только статуи, одетые в форму «Атлетика». Баски заполонили север Мадрида, скапливаясь в районе Чамартин. Но ни их число, ни острая конкуренция на национальном уровне в полной мере не определяли высокий градус. История была написана самими футболистами на поле.

24 сентября 1983 года в одном из самых страшных подкатов в новейшей истории испанской лиги  Андони Гойкоэчеа сломал лодыжку Марадоне. Ни больше, ни меньше, футбольное преступление, стоившее защитнику 18 игр дисквалификации. Только история взаимоотношения Мясника из Бильбао и «Барселоны» не начиналась и не заканчивалась этим эпизодом кровожадности.

Первый акт грубости был зафиксирован двумя сезонами ранее. Тогда защитник отправил Шустера на девять месяцев в лазарет. Немец хотел отомстить и был готов к нападению 24 сентября 1983 года. Забывая о своем задачах на поле, он словно охотился за Гигантом из Алонсотеги. Его эмоции не притупили радостные 3-0 на табло. Он пошел в жесткий подкат, а публика «Камп Ноу» аплодировала, когда Гойко упал на газон. Вот только защитник поднялся на ноги, отряхнулся и, как главный герой классических фильмов ужасов, окончательно озверел. Его остервенелость и испытал на себе Марадона.

Огненность противостояния подогревали и два тренера соперников – Хавьер Клементе  и Сесар Луис Менотти. «Мы умеем реагировать на насилие» — отметил аргентинец. «Как будто мы всегда были инициаторами» — возражал баск, который, в то же время подчеркнул, что «войны нет, но если в меня кинут бомбы, я их верну».

Финал на «Сантьяго Бернабеу» стал определяющим и для Менотти, и для Марадоны. Оба покинут «Барселону» по итогам сезона. «Если это футбольный матч – то футбол умер» — отметил Менотти после встречи. Клементе нашлось, чем ответить: «У этих сеньор, понаехавших из-за границы, нет нужного образования, и я думаю, было бы лучше, чтобы они не приходили в наш футбол».

 «Сантьяго Бернабеу»  напоминало линию фронта. В то время игра была физичнее, а арбитры терпимее к контактам. Состав «Барселоны» изобиловал технарями, но достоинствами еще нужно было воспользоваться. Ни Шустер, ни Марадона не знали, что нужно делать и вели свою собственную игру в отрыве от партнеров.

А после финального свистка и вовсе организовали массовую потасовку. Пока аргентинец наносил удар коленом по голове Мигеля Анхеля Солы, на заднем плане проскакивали приемы из каратэ, а бригады скорых не успевали уносить раненых с поля боя. Футбольную бойню во всех красках наблюдали президент Федерации футбола Испании и король Хуан Карлос.

Что до Солы, то его госпитализировали в больницу, он получил ушиб головного мозга и рисковал умереть. Но этот эпизод неспортивного поведения Марадоны малоизвестен и редко упоминается в хрониках, другое дело – подлость Гойко в отношении самого Марадоны. Этот факт общеизвестный. Вот так и пишутся словесные портреты героев.

Всех главных зачинщиков и участников танганы дисквалифицировали на большие сроки, но Марадона больше не выходил в сине-гранатовой футболке и направился в Неаполь, другие игроки были амнистированы после второго места Испании на Евро-84 во Франции.

О футболе были другие игроки. Например, Эндика Гуаррочена. Он прикрывал Шустера, максимально затруднял выход мяча в атаку сопернику, а на 14 минуте забил единственный гол в игре. «Атлетик» выиграл свой 23 Кубок, последний на сегодняшний день. В 1985 году он уступил в финале «Атлетико», а в 2009, 2012 и 2015 годах все той же «Барселоне».

«Я видел гол тысячу раз. Эстанис Арготе подал угловой, Шустер выбил мяч с ближней штанги, и он вернулся в ноги Арготе. Тот прострелил справа, и я грудью опустил мяч между Рохо и Мигели, а левой направил мяч в нижний угол ворот «Барселоны». В тот момент, и во время игроцкой карьеры я не осознавал, но сейчас понимаю, что благодаря голу вошел в историю «Атлетика» — отметил Гуаррочена.

Интересно, что в прошлом сезоне форвард из Гечо не играл за «Атлетик», так как проходил военную службу. «В артиллерии» — добавляет он. В той темпораде он играл за «Сеуту» в Сегунде Б и потерял 11 месяцев вне элиты испанского футбола. Но вернулся и забил один из важнейших голов в баскской истории.

Ссылка на первоисточник
наверх